Каждый факультет Полоцкого государственного университета имени Евфросинии Полоцкой – это система постоянного развития и совершенствования. За каждым факультетом стоят деканы, которые идут в ногу со временем, ищут и создают возможности для реализации потенциала наших студентов. В новом учебном году деканом юридического факультета стал Павел Витальевич Соловьев, кандидат юридических наук.
П.В. Соловьев
Об университете, карьере, студенчестве и перспективах для факультета читайте в нашем интервью!
Вы учились в Полоцком государственном университете. Какими вы помните студенческие годы? Какие преподаватели оказали на Вас наибольшее влияние как на специалиста?
Мне посчастливилось учиться на юридическом факультете нашего университета 5 лет. Разумеется, студенческая жизнь – это только радостные воспоминания. Однако важно сказать, что дал мне факультет как специалисту и человеку.
Моя преподавательская и научная карьера – это заслуга моего первого научного руководителя Александра Николаевича Пугачева, заведующего кафедрой теории и истории государства и права. Преподаватель и ученый с большой буквы, который меня и многих моих коллег по факультету с первого курса учил праву, привел в преподавание, открыл нам юридическую науку, и своим примером показал, как должен мыслить, вести себя и одеваться настоящий юрист.
Не могу не упомянуть других преподавателей, которым я обязан в своем становлении: Виктор Амосович Куряков, для меня, – пример самоотверженной преданности своей работе и служении закону; Алексей Владимирович Егоров – юридической мультизадачности; Елена Николаевна Остроухова – бескорыстной любви к студентам; Инна Николаевна Троцкая – преподавания права через сторителлинг; Наталья Александровна Бесецкая – юридической точности и скрупулезности; Владимир Антонович Богоненко – правовой рассудительности.
В свою очередь, карьере уже в университете я обязан Ирине Владимировне Вегере – предыдущему декану юридического факультета. Для меня она стала примером хорошего руководителя, за которым можно наблюдать и многому учиться. Ирина Владимировна, несмотря на свой юный возраст, – дальновидный руководитель, который всегда помнит о необходимости найти и подготовить приемников. К должности декана, в некоторой степени, я был профессионально и морально готов.
Также здесь вспоминается два момента, без которых моей карьеры в университете, наверное, не было бы. Дмитрий Николаевич Лазовский, будучи ректором, два раза в год достаточно строго спрашивал: «Когда будет защита диссертации?», что заставляло меня не тратить время зря и все же закончить свое научное исследование. Юрий Петрович Голубев в момент моих сомнений о карьере в университете сказал фразу: «Павел Витальевич, Вы же университетский человек, какая другая работа?!». Я точно не знаю, что значила фраза «университетский человек», но я подумал, что я же действительно университетский человек и остался.
Я считаю, что я не перестал учиться на юридическом факультете даже сейчас. Когда я сам давно преподаватель, я стараюсь учиться у своих коллег всему хорошему, что вижу: у кого-то безграничному оптимизму и умению держать улыбку в любой ситуации; у кого-то навыку всегда придерживаться реальности, допускать и быть готовым к самому худшему варианту развития событий; у кого-то спокойствию и умению на все смотреть через призму глубоких философских размышлений.
В номинацииВ чем Вы видите отличия студентов «тогда» и «сейчас»?
Я не склонен использовать известный штамп «нынешние студенты не такие, как в наше время» или «раньше студенты были лучше». В целом, студенты «тогда» и «сейчас» одинаковые, и среди них всегда есть хорошие и немного другие.
А вот условия для обучения кардинально изменились. Сегодня они дают больше возможностей: начиная от удобства и простоты получения знаний, продолжая доступностью академической мобильности. Я всегда призываю студентов максимально пользоваться теми возможностями, которые дает наш университет.
Каких принципов Вы придерживаетесь как преподаватель?
Разумеется, в ответе на этот вопрос есть базовый перечень: быть профессионалом в своей области знаний; именно преподавать, а не отбывать время в аудитории; каждое занятие помнить о том, что эти знания должны работать на практике.
Однако, есть две вещи, которые важны лично для меня в преподавании: чтобы ты не делал – делай это с улыбкой и так, чтобы студентам было радостно и комфортно. В преподавательской работе почти нет таких ситуаций, где нельзя бы было дать студенту второй шанс.
Поэтому студенты, которые сдавали у меня экзамены, знают: на экзамене, может, и страшно, но весело. Даже если студент получает 1 или 2 балла, он уходит «без слез» и с улыбкой, а главное, с надеждой, что на пересдаче все получится.
В общественном сознании юрист – это ответственный специалист, который владеет большими массивами информации и нюансами права. Его подготовка – не менее ответственная задача. Что особенно важно в обучении и подготовке молодого юриста?
Правоведение, как и многие другие специальности высшего образования, является большой и нелегкой сферой знаний, которая динамично меняется и усложняется. Мы учим праву, а еще учим непрерывно учиться дальше. Учим праву, но не забываем про soft skills, без которых успех в юридической профессии невозможен.
Однако, важно другое, работа юриста часто связана с принятием решений, от которых зависят судьбы людей, поэтому долгое время на юридическом факультете мы учим студентов видеть в каждом своем юридическом решении человека, не забывать о принципе гуманизма, с какими бы сложными ситуациями не пришлось работать.
П.В. Соловьев
Что больше всего Вы цените в студентах?
Разумеется, каждый преподаватель хочет видеть возле себя умных, креативных, трудолюбивых, самостоятельных, ответственных, честных студентов. И этот список можно бесконечно дополнять.
Однако, как мне кажется, самая главная черта студента – это инициативность, некая внутренняя энергия, которая побуждает его включаться в каждую активность, которую предлагает учеба на факультете. Именно «блеск в глазах» – это качество, которое я ценю в студентах и в людях. Это важно, чтобы тебя окружали люди, которым не все равно. На них, я уверен, все и держится. Безусловно, это задача и преподавателя – самому быть вовлеченным в то, что делаешь, и зажигать эту вовлеченность у студентов.
Вы стали деканом юридического факультета. Это новый этап в Вашей трудовой деятельности. Какие направления развития Вы можете выделить для факультета?
К своему счастью, мне поручено работать на достаточно успешном факультете, где по каждому направлению деятельности выстроена эффективная работа. Это заслуга прежнего декана – Ирины Владимировны Вегеры. Сейчас наша задача – сохранить и приумножить то, что есть на юридическом факультете.
Мы не забываем, что факультет – это, в первую очередь, образовательный центр, поэтому постоянное повышение качества образования – наш приоритет.
Факультет – это и научный центр, как студенческой науки, так и научных исследований преподавателей. Здесь важно быть в авангарде юридической научной мысли.
Факультет – это и центр формирования моральных качеств будущих специалистов, что не менее важно профессиональных компетенций.
Какие вызовы Вы видите в области юридического образования?
Например, при подготовке юристов важно не только соответствовать, но и предугадывать потребности современного общества в условиях цифровизации. У меня есть мечта: в обозримом будущем начать подготовку таких специалистов, как юрист в сфере информационных технологий, юрист в сфере цифровой экономики, юрист в сфере GameDev и так далее.
Представим, что Вам нужно рассказать абитуриентам о юридическом факультете. Какие преимущества юридического факультета нашего университета Вы бы отметили?
Наш факультет – это две специальности: «Правоведение» и «Таможенное дело», однако их получение открывает возможность выбрать свою будущую профессию из куда большего списка: судья, адвокат, нотариус, прокурор, следователь, юрисконсульт, сотрудник таможенных органов и другие.
Наш факультет – это современные знания по содержанию и форме. Например, мы уже учим вопросам правового регулирования в сфере искусственного интеллекта, а цифровизация образовательного процесса для нас важный приоритет.
Наш факультет – это команда людей, которым не все равно, и мы готовы любому абитуриенту выстроить траекторию его профессионального роста.
Что бы Вы пожелали студентам вашего факультета в новом учебном году?
Слова о том, что надо хорошо учиться, ярко жить студенческую жизнь и другое, я думаю, студенты уже слышали. Я добавлю другое. Желаю студентам юридического факультета, во-первых, не потеряться в лабиринтах учебного корпуса в Междуречье; во-вторых, использовать все возможности, которые предлагает университет для вашего развития, ведь лучше жалеть о том, что сделал, чем о том, что не сделал. И, в-третьих, самое главное, влюбиться в юридический факультет!