В рамках реализации мероприятий совместного европейского проекта «Совершенствование непрерывного образования в Республике Беларусь» (Enhancement of Lifelong Learning in Belarus, BELL) модуля «Наращивание потенциала в области высшего образования» программы ЭРАЗМУС+ в период с 10 по 16 апреля 2019 года Полоцкий государственный университет посетили эксперты из четырех вузов-партнеров из стран Европейского Союза – Великобритании, Испании, Латвии и Швеции.
Целями визитов наших зарубежных коллег были:
- ознакомление с университетом и его академической средой,
- изучение разработанных материалов по создаваемым курсам дистанционного обучения взрослых при Институте повышения квалификации и переподготовки кадров ПГУ и рекомендации по совершенствованию разработанных материалов.
Проект BELL предусматривает создание пяти таких курсов совместными усилиями шести вузов:
- Полоцкого государственного университета – национальным координатором проекта,
- Брестского государственного технического университета,
- Гродненского государственного университета имени Я. Купалы,
- Белорусской государственной орденов Октябрьской Революции и Трудового Красного Знамени сельскохозяйственной академии,
- Гомельского государственного технического университета имени П.О. Сухого,
- Витебского государственного университета имени П.М. Машерова.
Первыми в нашем вузе побывали профессор Открытого Университета (г. Милтон Кинз, Великобритания) Данкан Бэнкс и преподаватель Резекненской Технологической Академии (г. Резекне, Латвия) Елена Волкова. Профессор Д. Бэнкс провел открытую лекцию «Good practices in distant learning. Student-centered approach in on-line module development», на которой присутствовали 43 представителя профессорско-преподавательского состава нашего университета. Планируется, что в дальнейшем эти преподаватели примут участие в серии тренингов в области разработки дистанционных курсов, которые проведут эксперты ПГУ, подготовленные в рамках проекта BELL и уже принявшие самое активное участие в разработке онлайн-курсов.
Следующими наш университет принимал представителей Университета Кадиса (г. Кадис, Испания) – Соледад Морено Пулидо, Антонио Гамеса Мельядо и Луиса Мигеля Марина Тречеро, а также Университета Линнея (г. Вэксьо, Швеция) – Валентину Васичеву. Коллеги из испанского и шведского университетов-партнеров поделились опытом разработки курсов для онлайн-обучения с использованием образовательной платформы MOODLE, которая в самое ближайшее время начнет внедряться в ПГУ благодаря приобретению в рамках данного проекта лицензии на использование внешнего сервера платформы.
В сентябре и октябре 2019 года участники проекта от ПГУ проведут для наших сотрудников серию взаимосвязанных тренингов, которые поспособствуют распространению и внедрению передовых европейских технологий и методик обучения, в особенности в части разработки учебных курсов и их использования в учебном процессе университета.
Необходимо отметить, что во время посещения ПГУ представителем Университета Линнея состоялись объединенные семинары по двум проектам, в которых принимает участие наш вуз – BELL и UniTeLe («Совершенствование университетского преподавания и обучения» – University Teaching and Learning Enhancement). Участники рабочих групп смогли обменяться опытом в реализации проектов и наметить пути взаимодействия при решении задач, стоящих перед каждым из них. Доктор Валентина Васичева отметила, что у обоих проектов есть точки соприкосновения, которые позволят привнести неоценимый вклад в их успешную реализацию.
Зарубежные эксперты любезно согласились кратко представить свои университеты, а также рассказать о целях и задачах, стоящих перед проектом BELL, и ходе его реализации.
Корр.: Профессор Бэнкс, мы знаем, что Открытый Университет получил широкое признание в Европе как ведущий университет в области дистанционного образования. Как вы достигли такого успеха?
Д. Бэнкс (Открытый Университета, г. Милтон Кинз, Великобритания): В нынешнем году наш университет отмечает свой 50-летний юбилей. Концепция дистанционного образования не нова, не была она новой и в 1969 году. К этому времени китайское правительство уже запустило дистанционное образование на основе радио и телевидения. Так что в Китае было довольно много «теле-радио» университетов.
В годы Второй мировой войны многие учились на заочных курсах. Вместо того, чтобы ехать на учебу в университет, люди занимались дома. В 1969 году эта идея нашла свое более формальное воплощение в создании Открытого университета – университета, открытого для идей, людей, городов, стран и континентов. Это означает, что для поступления к нам вам не нужна конкретная квалификация – достаточно желания учиться. Открытость для идей мы понимаем как постоянное совершенствование подачи наших учебных модулей. Открытость для городов, стран и континентов – это возможность учиться везде, независимо от того, где ты живешь, тем более, если речь идет о Великобритании. Так что сейчас в университете около 174 тысяч студентов. Довольно много! Это самый большой университет в Соединенном Королевстве и, как я полагаю, во всей Европе.
Кроме того, мы выполняем не очень обычную для большинства университетов социальную миссию. Открытый Университет подготовил много программ для ВВС, например, документальные сериалы о природе: «Замерзшая планета» (“Frozen Planet”), «Голубая планета» (“The Blue Planet”) и «Голубая планета 2» (“Blue Planet II”). В результате многие стали думать, что к нам стоит поступать. Для университета – это способ прорекламировать себя. Но также нашей целью является информирование общества о проблемах окружающей среды. В частности, в последнем фильме, упомянутом мною, в «Голубой планете 2», рассказывается о том, какой вред мы наносили Земле использованием пластика. Мне кажется, в итоге большинство наших студентов поймут, что пластиковым загрязнением мы уничтожаем планету. Вот такая программа была подготовлена нами, нашим университетом. Мы выполняем непростую, высокую миссию.
Корр.: Как устроена система дистанционного обучения в Открытом Университете?
Д. Бэнкс: Говоря об организации работы Открытого Университета, стоит сказать, что мы были в числе первых вузов, которые стали использовать Интернет для образовательных целей. Было это двадцать лет назад, а, возможно, и более того. Естественно, все наши курсы может изучать любой человек, где бы он ни жил. Хотя мы по-прежнему издаем книги и некоторые справочные пособия, многие наши курсы построены сегодня исключительно на онлайн-материалах. Это значит, что учебный материал должен быть полностью интерактивным и предусматривать широкий спектр видов учебной деятельности.
Для того, чтобы не допустить перегруженности студентов в течение недели, мы контролируем соответствие заданий времени, отведенному на их выполнение. Поэтому, независимо от того, чем загружены студенты на протяжении недели, у них в любом случае получится где-то не более восьми часов на модуль. При изучении двух модулей, соответственно, выйдет шестнадцать часов в неделю. Это объясняется тем, что большинство наших студентов не только учится. Около 30% из них, и это число растет, находится в возрасте до 25 лет. Очень немногим – больше 50. Так что основной массе наших студентов – 25–50 лет. У них, вероятнее всего, есть семья, работа, маленькие дети.
Действительно, биография и место проживания человека не имеют значения. Ты можешь учиться у нас, даже если работаешь и растишь детей. Вступил в брак, появился ребенок и начал сожалеть о том, что не получил университетского образования? Тогда можешь поступить к нам. Мы даем таким людям второй шанс. А некоторым может показаться, что возвращение в студенческую среду обычного университета на четвертом десятке вызовет неудобства – они будут сильно отличаться от среднестатистического студента. Ведь может быть и так. Поступив в наш университет, такие люди будут чувствовать себя увереннее.
Еще одна особенность Открытого университета заключается в том, что достаточно высокий процент обучающихся – студенты с ограниченными возможностями здоровья. Совершенно не важно, какие именно проблемы испытывает человек. У нас могут учиться даже те, кто совершенно утратил зрение. Между прочим, первый курс, с которым мне пришлось иметь дело в качестве заведующего кафедрой, назывался «Лечение сахарного диабета и уход за диабетиками» (“Diabetes Management and Care”). Этот курс изучали и незрячие люди. Я сам был удивлен, когда обнаружил, что в силу природы этого заболевания, диабетики подвержены слепоте чаще.
Корр.: Для их обучения нужны аудиокурсы?
Д. Бэнкс: Да! Мы разрабатываем наши курсы в таком формате, чтобы незрячие люди могли прослушать наши электронные учебные материалы, пользуясь специальным программным обеспечением.
Занимаясь дистанционным обучением, мы столкнулись с еще одной проблемой: с каждым годом проводить научные эксперименты становится все сложнее. На первых порах мы решали ее с помощью так называемых школ-интернатов и летних школ. Так, мы могли использовать базу традиционных университетов в то время, когда она не была задействована ими самими, – на летних каникулах или в пасхальный период, то есть когда их студенты разъезжались. Мы могли планировать проведение научных экспериментов в этих университетах; наши студенты приезжали туда и работали с нами. Студенты выполняли практические работы и сейчас это часть их модулей.
Корр.: Ваш университет – это же не только учебное заведение, но и научное учреждение?
Д. Бэнкс: Да, у нас также ведется научно-исследовательская работа. Мы еще и научный университет. По образованию я врач-физиолог, а значит, понимаю, как функционирует тело человека. Специализируюсь в изучении головного мозга. То есть я – нейробиолог и большую часть жизни исследовал работу головного мозга и ее нарушения. Изучал такие заболевания, как болезнь Паркинсона и болезнь Альцгеймера. Но последние несколько лет я стал больше заниматься вопросами инноваций в области медицинского оборудования. Именно поэтому меня заинтересовал ряд курсов, которые ПГУ разрабатывает совместно с партнерами по проекту BELL.
Очень интересно наблюдать за тем, как в такой стране, как Беларусь, разрабатывается учебный материал для дистанционного образования. Это позволит ПГУ получить доступ к той же категории студентов, с которой работаем и мы. Вы обязательно найдете молодых студентов, которые захотят учиться у вас дистанционно. Может оказаться, что люди, которые создали семью и работают, выберут предложенные вами курсы. С такими студентами работаем и мы. Люди хотят получить новые знания. Возможно, они изучали то, что слабо связано с их нынешней работой. Они могут выбрать курс, который даст им какие-то дополнительные навыки и позволит сменить род деятельности.
Возьмем, к примеру, ваш город Новополоцк. Здесь расположено крупное нефтехимическое предприятие. У вас есть возможность дать заводчанам знания в тех областях, в которых они не проходили подготовку. Некоторым из них, не исключено, захочется уйти с завода, а кто-то, может захотеть научиться чему-то еще. Другие пожелают поехать на отдых и пообщаться за границей на английском. Таким образом, модуль английского языка, который предложите вы, идеально подойдет тем, кто, возможно, давно им не занимался и хотел бы подтянуть его для использования в бытовом или более официальном общении.
Корр.: Расскажите, пожалуйста, о мероприятиях, которые проводятся в Беларуси в рамках проекта BELL?
Д. Бэнкс: Проект BELL был предложен для того, чтобы заинтересовать преподавателей белорусских университетов совместной разработкой учебных модулей по перспективным направлениям. У нас есть список создаваемых модулей. Но, на мой взгляд, разработать их с нуля без всякой сторонней помощи под силу немногим. Потому-то среди ваших партнеров и есть эксперты по одному или нескольким аспектам дистанционного образования.
Открытый Университет из Великобритании участвует в этом проекте, поскольку с точки зрения опыта работы в области дистанционного образования нам нет равных в Европе. Мы знаем, что наш университет пользовался и пользуется репутацией заведения, чьи стандарты качества соответствуют уровню традиционных университетов. Если вы получили степень у нас, то она будет цениться так же, как и та, что дается обычным университетом. Это очень важно, поскольку человек, который не доучился у нас или же где-то еще, без проблем может завершить обучение в другом месте – в другом университете или, наоборот, у нас. Так может случиться по семейным обстоятельствам. Вы начали учиться в Полоцке, а ваша семья проживает в Минске. После двух лет изучения права вам пришлось покинуть университет. Если ПГУ сможет предложить соответствующие онлайн-модули, то место вашего физического присутствия не будет иметь никакого значения.
Корр.: Видите ли Вы серьезные сдвиги в реализации этого проекта в Беларуси? Заметны ли различия между тем, с чего мы начинали и тем, что Вы увидели сегодня?
Д. Бэнкс: Безусловно, я вижу, что в Беларуси с воодушевлением встретили этот проект! Не уверен, что белорусские университеты имели прежде какой-то серьезный опыт совместной разработки единого учебного модуля. Хотелось бы обратить внимание на решение этой технической проблемы. Да, вы конкуренты, но все вы учитесь сотрудничать ради совместных разработок. Вы можете соперничать на рынке, но для реализации совместных разработок необходимо тесное взаимодействие между всеми белорусскими партнерами. Именно поэтому в проекте каждая такая разработка предполагает наличие лидера, который отвечает за совместную работу всей команды белорусских участников. Дело в том, что ваш рынок, ваша сфера влияния, не охватывает всю территорию Беларуси. ПГУ – региональный университет. Кроме того, разрабатывая эти модули, вы можете создавать курсы, которые не будут напрямую конкурировать с курсами ваших партнеров. А еще (почему бы и нет!) можно предлагать разработанные вами модули в странах, с которыми вас роднит язык. Это тоже вариант. Поинтересуетесь у российских коллег: «Хотите купить этот модуль?»
Корр.: Или, возможно, в странах Средней Азии?
Д. Бэнкс: Да, у вас есть идеи! Там – не обязательно в Беларуси – могут находиться ваши рынки. Но мой совет: начинайте с малого! Не стройте сразу слишком большие планы. Начните с малого и докажите, что вам это по силам, и вы сможете добиться успеха. Убедитесь в том, что ваши курсы удались, и получите хорошие отзывы о своей работе. Вы же можете использовать высказывания людей, обучавшихся у вас, для дальнейшего продвижения курса.
Надеюсь, эти курсы ждет успех. В проекте BELL участвуют и другие европейские страны, они помогают Беларуси разработать учебный материал, который принесет пользу вашей стране. А, возможно, хочется в это верить, этот проект положит начало чему-то большему.
Корр.: Проект BELL завершится в августе 2020 года. Каким должен быть долговременный результат этого проекта?
Д. Бэнкс: Главным долговременным результатом проекта, на мой взгляд, может стать продолжение обмена инновациями и новыми идеями в области дистанционного обучения. Думаю, что, возможно, межуниверситетское сотрудничество с целью совершенствования существующих образовательных платформ станет шагом вперед. Естественно, вам нужно выбрать платформу, с которой вы будете работать. В настоящий момент, полагаю, вы остановили свой выбор на MOODLE – этой системой пользуемся и мы. Но у вас нет опыта работы в этой среде. Поэтому, наверное, прежде чем запустить платформу, вам потребуется обучение преподавателей.
Корр.: Расскажите немного о Вашем пребывании в ПГУ. Что Вы думаете о нашем университете и людях, с которыми здесь познакомились?
Д. Бэнкс: Полоцк и Новополоцк – не столь велики, как другие университетские города Беларуси. Меня впечатлило дружелюбие людей и их профессионализм. Все, кого я встретил в Беларуси, были готовы помочь мне. Было бы еще теплее!
На мой взгляд, у вас очень-очень хорошая материальная база. Мне очень понравились ваши студенты. Они отлично выглядят! Похоже, им здесь нравится. Это мои общие наблюдения, я ведь не беседовал с ними. Но, кажется, ваши студенты такие же, как и в любой другой стране мира – активные молодые люди.
Корр.: Профессор Бэнкс, что бы Вы пожелали своим коллегам по проекту из Полоцкого государственного университета?
Д. Бэнкс: Пожелаю всем им успеха! Надеюсь, они разработают успешные курсы. Я уже раздал много своих визиток, поэтому ожидаю, что некоторые из моих коллег захотят связаться со мной. Если бы я более тщательно спланировал эту поездку, то больше внимания уделил бы русскому. Мне бы хотелось лучше говорить на нем. Я владею несколькими языками, но русский не входит в их число. Спасибо!
А. Гамес Мельядо (Университет Кадис, г. Кадис, Испания): Я – преподаватель кафедры статистики и оперативных исследований Университета Кадиса. Преподаю в университете уже тридцать лет, двадцать из которых занимаюсь вопросами непрерывного образования. Сейчас с коллегами из Университета Кадиса мы сотрудничаем в этой области с преподавателями из практически всех стран Латинской Америки. Мы принимаем участие в различных международных проектах, которые направлены на развитие образовательных технологий. Проект BELL нацелен на развитие непрерывного образования, и у нас есть большой опыт в этой области.
Корр: В чем важность проекта BELL?
А. Гамес Мельядо: Суть концепции непрерывного образования заключается в том, что знания, полученные нами в университете, рассчитаны не на всю оставшуюся жизнь. Наши университеты должны быть готовы к тому, чтобы вести за собой общество и способствовать его совершенствованию. Мы хотим, чтобы с помощью проекта BELL, вы в кратчайшие сроки смогли взять на вооружение то, что в области непрерывного образования мы нарабатывали на протяжении двадцати лет. Естественно, ваш университет может рассчитывать на нашу всемерную поддержку, не только во время действия проекта, но и по его окончании.
Корр: Заметны ли положительные сдвиги в продвижении непрерывного образования в ПГУ?
А. Гамес Мельядо: Из увиденного сегодня, можно заключить, что вы правильно понимаете стоящие перед вами задачи. Вам еще нужно поработать над оптимизацией использования платформы MOODLE и некоторых других инструментов, но вы действительно движетесь в правильном направлении.
Корр: Какова главная идея проекта, и что бы Вы посоветовали своим коллегам для успешного продвижения непрерывного образования в ПГУ?
А. Гамес Мельядо: Основополагающая идея проекта заключается в том, что использование современных технологий приносят пользу как студентам, так и преподавателям. Освоение новых технологий – непростая задача и требует больших усилий, но в результате их использования выиграют все. Самое важное, чтобы университет брал на вооружение самые современные знания и передавал их обществу, способствуя его развитию.
Л.М. Марин Тречера (Университет Кадис, г. Кадис, Испания): Человек, который идет в университет за дипломом и не готов учиться дальше – не станет профессионалом! Непрерывность образования имеет принципиальное значение. Мы должны учиться всю жизнь. Это краеугольный камень и этого проекта, и университетского образования вообще. Мы должны изменить концепцию университета. Долгое время люди получали высшее образование и использовали полученные знания всю оставшуюся жизнь. Сейчас это невозможно! Мы живем в стремительно – иногда кажется, слишком – меняющемся мире. Нужно быть готовыми к этим изменениям. Да, мы живем в глобальном, пестром мире. Возможно, решаемые вами проблемы, отличаются от тех, с которыми сталкиваются зарубежные коллеги. Но если преподаватели разных стран будут сотрудничать, мы сможем понять, какие трудности нас ожидают в будущем.
В. Васичева (Университет Линнея, г. Вэксьо, Швеция): Я приехала из Университета Линнея, из Швеции. Наш университет расположен на юге страны, и мы тоже классический университет, где преподаются самые разные дисциплины. Университет Линнея сотрудничает с Полоцким университетом более десяти лет. Сейчас мы реализуем два совместных проекта. В первом из них, BELL, наш университет – один из участников, а во втором, UniTeLe, «Совершенствование университетского преподавания и обучения» (University Teaching and Learning Enhancement) – координатор проекта.
Два эти проекта тесно связаны. В проекте BELL мы работаем над непрерывным образованием по различным направлениям, в то время как в UniTeLe основное внимание уделяется обеспечению качества и подготовке педагогических кадров. Эти проекты объединяет то, что мы можем задействовать непрерывное образование для обучения преподавателей. Как ранее отмечал коллега, различные профессии заметно меняются, и мы должны знать, как и чему учить. Поэтому, считаю, и преподавателям нужно постоянно обновлять знания и совершенствовать свои компетенции. Это, возможно, и будет наиболее характерной чертой недавно стартовавшего проекта UniTeLe.
Корр.: Что Вы думаете о нашем университете, о созданных здесь условиях и нашей способности обеспечивать непрерывное образование? Мы готовы к этому?
В. Васичева: Одной готовности недостаточно. Любой университет в той или иной степени способен заниматься образовательной деятельностью. Нельзя стоять на месте. Как мы уже говорили, технологии развиваются быстро. Характер необходимых изменений зависит от степени амбициозности целей, которые ставятся университетами и, наверное, от того, на какие рынки – местный или международный – они рассчитывают. В зависимости от этих факторов и можно определить, достаточны ли существующие возможности и условия. Я думаю, для этого мы и участвуем в различных проектах. Благодаря им мы можем получить финансовую поддержку и овладеть компетенциями, обменяться опытом с другими университетами из разных стран, а также внедрить новые технологии и, возможно, взять на вооружение новые методологии по их использованию.
Предела для совершенствования нет. Мы хорошо поработали и сейчас у нас есть возможности для обеспечения дистанционного образования. Оно имеет огромное значение для реализации непрерывного образования в расчете на более широкие слои общества. В нашем распоряжении есть множество инструментов, и сегодня мы увидели, что сделан заметный шаг вперед как для достижения целей проекта, так и целей и задач, которые ставит перед собой Полоцкий университет.
Беседовал Владимир Филипенко