Кафедра трубопроводного транспорта и гидравлики является одной из ключевых в области инженерии и технических наук. Ее основная задача – подготовка специалистов, способных проектировать, строить и эксплуатировать различные системы трубопроводного транспорта и гидравлические устройства. В Республике Беларусь подготовка инженеров по специальности «Трубопроводный транспорт и хранение нефти и газа» осуществляется только в Полоцком государственном университете имени Евфросинии Полоцкой.
В новом учебном году кафедру трубопроводного транспорта и гидравлики возглавил Андрей Геннадьевич Кульбей, кандидат технических наук, доцент. О составлении учебной программы уникальной специальности, развитии кафедры и личном пути Андрея Геннадьевича в науке читайте в нашем интервью!
Андрей Геннадьевич Кульбей
Андрей Геннадьевич, насколько естественным было ваше становление заведующим кафедрой трубопроводного транспорта? Ведь для этого необходимо иметь прочную связь с промышленностью, быть там узнаваемым, иметь опору коллег преподавателей кафедры. Вы были готовы к этому?
Давайте вместе посмотрим.
Нынешний сентябрь ознаменовал 30 лет моего знакомства с нашим университетом. В 1993 году я поступил в только что созданный Лицей при Полоцком государственном университете, сейчас это учреждение образования «Новополоцкий государственный лицей», в класс с физико-математическим уклоном. Занятия по физике и математике у нас проходили тут, в новом корпусе, и вели их преподаватели университета Мария Павловна Юрченко и Геннадий Аркадьевич Дубченок. Заряд подготовки был настолько сильный, что поступление на любую из технических специальностей не вызывало проблем.
Я с теплотой вспоминаю годы обучения в Лицее. Благодаря коллективу педагогов, огромной энергии директора Лицея Елены Евгеньевны Шумилкиной и контролю нашего обучения ректором университета Эрнстом Михайловичем Бабенко, мы с одноклассниками старались учиться с утроенным упорством. Мы были первым набором, закладывали первые лицейские традиции: восвящение в лицеисты и вечер вальса. Огромную благодарность я испытываю к нашему классному руководителю – Нелле Феодосьевне Сачук.
Когда передо мной стал вопрос о выборе будущей специальности, было много сомнений о предстоящем направлении. Вспомните ситуацию первой половины 90-х: многие предприятия закрываются, люди теряют работу. Устроиться куда-то на работу с хорошей оплатой трудно. Конечно, мои родители хотели бы посоветовать какие-то варианты, но сами были в растерянности. Поэтому, определяющим фактором стал вопрос: «Где я буду работать после окончания ВУЗа?» И тут наш сосед, занимавший в то время должность проректора по воспитательной работе Полоцкого государственного университета, Викентий Гаврилович Цыганков рассказал об открытии новой специальности «Трубопроводный транспорт». Ни я, ни мои родители и понятия не имели, что это такое, но предположили, что раз я попадаю в первый набор студентов, то стану достаточно уникальным специалистом, чтобы найти работу. Решено – подал документы.
Уже на первом собрании студентов, во время вручения студенческих билетов, перед нами выступил Владимир Константинович Липский. Он так красочно представил преимущества нашей специальности, что я понял: после окончания я стану новым белорусским «нефтяным бароном» или «газовым магнатом» (шутка)! Оставалось только доучиться.
Как проходило обучение?
Обучение было одновременно и сложным, и простым. Сложным, потому что практически отсутствовали учебные материалы по нашей специальности в Беларуси в целом, они создавались тут же, на наших глазах, зачастую с нашим участием, что позволяло нам самим глубже усвоить материал. Тогда не было Интернета, книги привозили из Москвы, изучали и тут же перерабатывали в конспекты лекций и задачи к практическим занятиям. Будет неправильным сказать, что методические указания создавались студентами – мы помогали набирать на компьютерах тексты, перерисовывали картинки. Например, я помогал Владимиру Константиновичу Липскому готовить в формате html конспект лекций по дисциплине «Транспорт нефти и нефтепродуктов» с гиперссылками – по сути это было первое электронное средство обучения образца 1998 года. Преподаватели разрабатывали структуру дисциплин, продумывали содержание лекций. А мы уже в то время получали возможность подержать в руках и почитать первоисточники. Последующим курсам студентов информация подавалась уже переработанной. Может быть, поэтому у нас, первого набора специальности, она въелась глубже в наше сознание.
Простым же обучение для меня показалось благодаря тому мощному фундаменту наук, который был заложен в меня школьным советским образованием (я говорю это с гордостью!), сильной лицейской подготовкой. Уже на втором курсе я понял, что моих сил легко хватит на диплом с отличием.
Андрей Геннадьевич Кульбей в лаборатории
То есть вы участвовали в становлении кафедры еще будучи студентом?
Когда на втором курсе нашу группу направили на сельскохозяйственные работы, на тот момент заведующий кафедрой Владимир Константинович Липский оставил меня на кафедре в роли лаборанта. Тогда, летом 1996-го, крупнейшее белорусское предприятие по транспорту газа ГП «Белтрансгаз» передало нашему университету для создания учебного макета газотурбинный двигатель НК-12СТ. Сейчас он стоит в аудитории 117. А тогда он стоял во дворике, возле аудитории 100, весь в консервационной смазке, старой краске и налипшей грязи. И я, со своим одногруппником Владимиром Беляковым, теперь он начальник филиала «Слонимское УМГ» ОАО «Газпром трансгаз Беларусь», под чутким руководством нашего преподавателя, Михаила Юрьевича Ощепкова, приступили к частичной разборке двигателя. Развинчивали гайки, снимали узлы и агрегаты. Потом закончились осенние полевые работы, началась учеба, а я продолжил разборку и чистку, причем сперва ручной щеткой, а потом дрелью со щеткой. У многих узлов двигателя я лобзиком выпиливал четверти, чтобы у студентов была возможность заглянуть внутрь, а потом собирал их обратно и красил. Многие годы, приезжающие к нам специалисты из Москвы, Уфы, Киева и Ивано-Франковска завидовали, что у нас есть такой замечательный учебный макет, а у них нет.
А я продолжал заниматься наукой. Уже на втором курсе обучения моя студенческая работа (руководитель – Нонна Владимировна Ощепкова) была выдвинута на конкурс. Было и несколько тупиковых направлений исследований, можно сказать, что мы двигались наощупь, как в потемках. Когда я был на четвертом курсе, моя студенческая работа (руководитель – Михаил Юрьевич Ощепков) на Республиканском конкурсе была отмечена дипломом II степени.
Отдельно стоит отметить, что на кафедре всегда активно вовлекали студентов в научные исследования, и это всегда давало положительный результат в судьбе этих студентов. Например, будучи студентами, Александр Николаевич Янушонок вместе с Иваном Ивановичем Ткачуком (сейчас – заместитель директора – главный инженер ГП «Белоруснефть-Нефтехимпроект») и Дмитрием Николаевичем Жуком (сейчас – начальник отдела метрологического обеспечения ОАО «Газпром трансгаз Беларусь») под руководством Павла Васильевича Коваленко возились с битумной установкой. Можно привести множество других примеров – и теперь почти каждый год работы наших студентов получают степени на Республиканском конкурсе.
Насколько в те годы кафедра была готова к подготовке по новой специальности?
В интеллектуальном плане кафедра была готова абсолютно! Мы, студенты, поражались глубине знаний и кругозору наших преподавателей. На лекциях мы разбирали требования нормативных документов, на практических занятиях обсуждали с преподавателями особенности технологических задач трубопроводной отрасли. Это теснее сближало нас с преподавателями.
Практически всегда ярко проходили лекции Павла Васильевича Коваленко, Людмилы Михайловны Спириденок, Ираиды Николаевны Клышко. Незабываемы лекции Виктора Васильевича Колено и Александра Петровича Андриевского. Записано каждое слово лекций Владимира Константиновича Липского.
Андрей Геннадьевич Кульбей
Сложно ли вам браться за что-то новое?
В моей жизни как-то так получалось, что много где приходилось быть первым и прокладывать путь. Я был в первом наборе школьного класса с математическим уклоном, в первом наборе в Лицей, в первом наборе на специальность, на первом Президентском балу выпускников учреждений высшего образования, ставшем потом ежегодным. Был в первом выпуске нашей специальности. Участвовал в организации I международной конференции по трубопроводному транспорту. Стал первым аспирантом кафедры, защитившимся в Москве (в Российском государственном университете нефти и газа имени И.М. Губкина). Может, это происходит потому, что в тот год, когда меня в школе должны были принимать в комсомол, все развалилось и я навсегда остался пионером? Иногда я себя в шутку называю «последний пионер».
Легко ли было влиться в работу на кафедре после распределения?
В работу на кафедре я включился активно: в свой второй рабочий день я уже был в командировке в Минске. Я постоянно занимался научной деятельностью. Участвовал в 68 хоздоговорных и госбюджетных темах, являлся ответственным исполнителем 14 хоздоговорных тем. Участвовал в 19 научных (в том числе Международных) конференциях. С 2000 года преподавал на кафедре сначала в должности преподавателя-стажера, ассистента, затем – старшего преподавателя и, с 2010 года – в должности доцента.
Нужно отметить, что наша кафедра всегда отмечалась тесной связью с промышленностью. Как говорил Владимир Константинович Липский: «Для развития кафедры необходимо, чтобы преподаватели кафедры постоянно находились на производстве, а специалисты предприятий постоянно находились на кафедре». Только в теснейшей спайке, постоянном обмене опытом, обсуждении проблем и путей их решения повышается квалификация преподавателей. Я, помогая нашим промышленникам решать проблемы отрасли, объездил почти всю Беларусь. Огромную помощь кафедре оказывали предприятия трубопроводного транспорта. Благодаря ОАО «Газпром трансгаз Беларусь» открыто две лаборатории по транспорту газа. А ведь эта помощь не берется из воздуха! Это результат теснейшего сотрудничества преподавателей кафедры и промышленников в области подготовки кадров для отрасли. Яркий пример, когда, выйдя на пенсию с должности директора предприятия по транспорту нефти ОАО «Полоцктранснефть Дружба» на кафедру пришел работать преподавателем и передавать свой колоссальный производственный опыт Валерий Николаевич Журавлев.
Мы поддерживаем и планируем расширять и углублять связь с промышленностью, обеспечивать ее потребности не только в кадрах, но и в решении инженерных и научных задач. Стараемся идти в ногу со временем и чутко реагировать. Например, в 2018 году я аттестован на Эксперта в области промышленной безопасности Департаментом по надзору за безопасным ведением работ в промышленности Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь (Госпромнадзор), что позволило кафедре повысить свои позиции.
Вас можно назвать представителем научной школы Владимира Константиновича Липского?
Да, от Владимира Константиновича и я, и мои коллеги перенимали не только тягу к научным исследованиям, но и организаторское искусство, приемы работы, привычки добиваться результатов.
Благодаря той научной школе, которую создал Владимир Константинович Липский, кафедра стала кузницей кадров. Я в свое время занимал пост декана факультета, Павел Васильевич Коваленко стал проректором, Александр Петрович Андриевский стал директором технопарка, Антон Иванович Вегера ушел на руководящую должность в ОАО «Нафтан». И поэтому, я считаю долгом каждого следующего заведующего кафедрой сохранить эту динамику.
Кафедра поддерживает теснейшую связь с головным учебным центром трубопроводной отрасли – Российским государственным университетом нефти и газа имени И.М. Губкина. Двое из наших выпускников, Игорь Александрович Леонович и Антон Павлович Сальников, которые занимались научной работой под моим руководством, на сегодняшний день уже защитили кандидатские диссертации в Москве и работают доцентами. Сейчас они уже готовы руководить научной работой молодых аспирантов.
В списке выпускников кафедры огромное количество директоров, главных инженеров, начальников всех уровней и, я уверен, наши студенты еще пополнят этот список. Со студентами мы живем практически одной большой семьей, что подтверждает дружеский шарж, сделанный студенческой группой в 2017 году.
Шарж от группы 12-ТНГ
Есть ли у вас личные награды?
Я награжден грамотами Полоцкого государственного университета за многолетний и плодотворный труд, образцовое выполнение трудовых обязанностей в 2010г. и в 2013г.
Лауреат премии Витебского исполнительного комитета талантливым молодым ученым за 2011г.
В 2012г. номинирован в конкурсе ПГУ «Крынiца ведаў» в номинации «Молодой ученый года».
Награжден грамотой Министерства образования за многолетний и плодотворный труд, достигнутые успехи в подготовке высококвалифицированных специалистов.
Награжден Дипломом за активное участие и личный вклад в проведении 1-го Республиканского конкурса молодых проектировщиков «Праект у будучыню – 2016», организованном на базе НИИ «Белгипротопгаз».
В 2021г. награжден нагрудным знаком учреждения образования «Полоцкий государственный университет».
Что вы планируете изменить в работе кафедры?
Прежде всего, я постараюсь сохранить то, чего мы уже достигли. И конечно, планомерно работать над усилением кафедры в квалификационном составе. Снова вспоминая слова Владимира Константиновича Липского: «Если хочешь иметь рощу из столетних дубов, то у тебя есть два пути: или выкапываешь столетние дубы с корнями и землей и перевозишь их в свою рощу (что возможно, но стоит очень больших денег), либо закапываешь желуди и ждешь сто лет». На сегодняшний день не хватает ресурсов, чтобы переманить в преподаватели маститых ученых, поэтому нам остается только один путь: растить свои кадры.
У нас на выходе кандидатская диссертация Александра Николаевича Янушонка, в этом году ожидаем поступление двух молодых аспирантов – Валентина Владиленовича Бердашкевича и Алексея Дмитриевича Кондратюка. Есть ожидания, что и у них все сложится хорошо.
Что ожидать студентам и абитуриентам, которые выбирают вашу специальность?
Для будущих специалистов кафедра продолжает оставаться надежным коллективом, который обеспечивает подготовку по нашей специальности.
Абитуриенты совершенно оправданно думают, что получат уникальную специальность, которая позволит работать проектировщиком, строителем, или специалистом по эксплуатации нефтегазовых объектов, что повысит их конкурентоспособность на рынке труда.
Андрей Геннадьевич Кульбей в лаборатории