Международный проект MODEST направлен на модернизацию и совершенствование подготовки аспирантов технических специальностей. В его рамках представители вузов-партнеров из Беларуси, России, Польши, Армении, Латвии, Финляндии и Великобритании обмениваются опытом организации системы послевузовского образования, что позволяет совершенствовать обучающие методики.
17-18 июня 2019 года прошел семинар в Хельсинкском университете, где участники проекта ознакомились с научной и образовательной деятельностью докторских школ (аспирантур-докторантур) в Финляндии. А уже 19 июня гостей принимал Латвийский университет. Вплоть до 21 июня здесь проходил семинар-совещание, на котором продолжился обмен опытом между университетами. В частности, была представлена система третьей ступени высшего образования (докторского) Латвии и России.
В делегацию Полоцкого государственного университета вошли заведующий аспирантурой Елена Геннадьевна Кремнева, секретарь приемной комиссии Оксана Валерьевна Скоромник и аспирант третьего года обучения Александр Андреевич Емельянов.
На фото: представители Полоцкого университета
Структуру системы докторантуры в Латвии представили члены рабочей группы по реформированию системы третьей ступени высшего образования. Спикеры рассмотрели вопрос разносторонне и отметили ряд проблем в данной области, среди которых:
- небольшой удельный вес научно-активных исследователей в учреждениях высшего образования;
- недостаточно развитая среда для стимулирования научной деятельности и поддержки карьеры ученых;
- отсутствие практики совместного руководства диссертацией несколькими руководителями;
- недостаточное внимание за мониторингом процесса написания диссертаций, их внутренней и внешней оценкой.
В тоже время были отмечены перспективные изменения в системе докторского образования Латвии. Это:
- создание среды, стимулирующей к научной деятельности: в частности, основной занятностью докторанта должна стать исключительно научная деятельность;
- обеспечение карьерного продвижения докторантов в академической и неакадемической сферах, а также организация стажировок;
- обеспечение прозрачности процесса руководства докторантами и рассмотрение варианта совместного руководства несколькими руководителями;
- разработка системы по подготовке, поддержке руководства аспирантами (докторантами) и системы обеспечения качества руководства;
- обновление механизмов финансирования докторских программ для обеспечения удельного веса докторантов, завершивших процесс обучения.
Далее члены делегации приняли участие в воркшопе. Мероприятие было направлено на актуализацию значения мягких навыков для современных ученых, развития у них креативного и критического мышления, создания неформальной атмосферы в общении.
Во второй части семинара участники проекта ознакомились с опытом научной и образовательной деятельности аспирантуры в Российской Федерации. Было отмечено, что в большинстве случаев программа аспирантуры состоит из четырех блоков. В ней имеются дисциплины, которые относятся и к базовой, и к вариативной части (сюда можно отнести академические и гибкие курсы, практики, научно-исследовательскую работу, аттестации). Было подчеркнуто, что введение такого учебного плана аспирантуры не привело к увеличению количества защит и повышению качества диссертаций.
В ходе семинара участники смогли обменяться мнениями по оптимальной организации работы в аспирантурах и возможным перспективам совершенствования учебных планов с учетом имеющихся достижений в каждой стране-партнере.
На фото слева на право: участники стран-партнеров Армении, Великобритании, Беларуси, Финляндии
Е.Г. Кремнева