В условиях интенсивной мобильности современного научного общества, возникает острая необходимость в подготовке инновационного потенциала молодой научной элиты, владеющих не только своим научным направлением, но и знающими различные системы образования, умеющих ориентироваться в современном мире науки, образования и бизнеса. В связи с этим необходимы качественные изменения в их подготовке.
В аспирантуре Полоцкого университета продолжается цикл обучающих семинаров для молодых ученых, соискателей, аспирантов и всех, кто занимается наукой и работает над диссертациями. Данный семинар - уже второй из цикла дисциплин, направленных на совершенствование знаний о методологии научных исследований. Цель семинаров – совершенствование и подготовка высококвалифицированных научных кадров, согласно реализации Стратегического плана развития Полоцкого университета.
Второй семинар «Особенности обучения магистрантов и аспирантов в Брюнельском университете, публикации в иностранных журналах» открыла Директор аспирантуры, руководитель Центра по прикладному искусственному интеллекту, научный руководитель магистрантов и аспирантов Брюнельского университета (Лондон, Великобритания) Татьяна Калганова.
Организация семинара стала возможной при участии начальника международного отдела Сергея Васильевича Пешкуна и заведующего кафедрой ВСиС Рихарда Петровича Богуша. А также благодаря участию Полоцкого университета в международном проекте программы Эразмус+ «Modernization of Doctoral Education in Science and Improvement of Teaching Metodologies»/ «Модернизация подготовки аспирантов в области естественных наук и совершенствование методик обучения» (MODEST), где оба вуза являются партнерами.
В начале семинара был сделан обзор квалификационных работ аспирантов, магистрантов, дипломников. На реальных примерах был показан поиск научной новизны, доказательная база, и поэтапно представлена реализация работ всех уровней. Были рассмотрены работы в области информационных технологий, экономики, геодезии и географии.
Татьяна Калганова подчеркнула, что обучение на всех уровнях имеет очень жесткие рамки и поэтому учебный процесс должен быть эффективно поставлен и отметила, что в Брюнельском университете аспиранты, магистранты и студенты работают в одной команде, для того, чтобы приобретать определенные навыки и передавать опыт друг другу. А эффективность работы во многом зависит от умения работать в команде, поэтому в университете проводиться обучение по гибким курсам, позволяющим научиться общению, доверию и работе в команде.
Т. Калганова детально разобрала литературный обзор, отметив, что научная новизна должна быть доказательна и здесь необходим критический анализ. При этом основная цель: «Что нового Вы принесли в науку – докажите это!». Далее подробно были представлены структура научной работы и последовательность ее выполнения.
По окончании семинара присутствующие активно воспользовались возможностью задать вопросы гостье о системе аспирантской и магистерской подготовки в Англии, карьере молодого ученого. Также детально были обсуждены вопросы научной новизны, написания статей и самих диссертаций.
Кремнева Е.Г.