Весна является для молодых людей, обучающихся в аспирантуре и работающих над диссертациями, не только временем расцвета и перемен, но и серьезной подготовки к аттестациям в их научной сфере, апробаций научных работ на кафедрах и факультетах.
В современных условиях качественная подготовка научных работников является неотъемлемой частью в структуре «образование – наука – инновации – производство – коммерциализация», которая лежит в основе современной модели «Университет 3.0». Аспирантура Полоцкого государственного университета одна их первых внедряет новую модель послевузовского образования. В связи с чем в ПГУ прошел семинар для аспирантов и соискателей первого года обучения.
На семинаре рассматривались следующие вопросы:
- обучение в современных условиях, в том числе освещались вопросы изменения образовательных программ аспирантуры с учетом требований современного рынка труда;
- повышение эффективности работы над диссертациями в соответствии с последними обязательными требованиями Высшей аттестационной комиссии;
- аттестации аспирантов - полугодовая, годовая, итоговая и предварительная экспертиза;
- этапы экспертиз квалификационных научных работ;
- международная академическая мобильность в научной деятельности и обеспечение сближения с вузами-партнерами.
Елена Геннадьевна Кремнева, зав. аспирантурой ПГУ, отметила, что образовательные программы на сегодняшний день не имеют каких-либо обязательных курсов для изучения. И аспирант, осваивая программу послевузовского образования, работает над диссертацией и занимается исключительно наукой. Однако, современный научный мир бурно развивается. И сегодня для реализации своих научных разработок молодому ученому нужно уметь строить свою карьеру, работать в команде, руководить коллективом, управлять своим временем, решать конфликтные ситуации, уметь продавать свои разработки и многое другое.
В связи с такими изменениями в научном формате аспирантам предлагаются для изучения гибкие курсы не только в профессиональной, но и общеобразовательной, культурной деятельности по приобретению дополнительных навыков для решения вопросов в коллективах, собственного роста, умения работать в условиях современного рынка труда. В ходе обучения аспиранты и соискатели приобретут знания, навыки и компетенции, необходимые для работы с работодателями, умения работать в команде, понимать и планировать свои финансовые цели, смогут повысить эффективность работы над научными исследованиями и многое другое.
Особое внимание на семинаре было уделено проблемным вопросам, которые возникают в практике аттестационного процесса на всех этапах обучения в аспирантуре, так и после ее окончания, вплоть до защиты квалификационных научных работ.
В конце семинара Елена Геннадьевна рассказала о возможностях, открывающихся для аспирантов в рамках нового совместного международного проекта программы Эразмус+ «Modernization of Doctoral Education in Science and Improvement of Teaching Metodologies»/ «Модернизация подготовки аспирантов в области естественных наук и совершенствование методик обучения» (MODEST).
Далее, с аспирантами в режиме диалога были обсуждены наиболее актуальные вопросы, касающиеся организации обучения, аттестаций и мобильности молодых людей, решивших серьезно заниматься наукой. В ходе семинара участники смогли задать интересующие вопросы и обменяться идеями по совершенствованию послевузовского образования.
Аспирантура
Фото: Полина Косаревская