В современных условиях развития научно-технического и социального прогресса нашей страны как никогда стала актуальной проблема качественной и всесторонней подготовки научных и научно-педагогических работников во всех отраслях народного хозяйства.
В Полоцком государственном университете ведется целенаправленная работа по повышению престижа научной деятельности, привлечению молодежи в науку, их качественного обучения и разностороннего развития. И здесь для молодых людей очень важно уметь ориентироваться в условиях современного рынка труда, генерировать новые идеи, быстро и эффективно принимать решения, воплощать их в жизнь и при этом профессионально работать в команде.
Организация семинара стала возможной благодаря международному проекту программы Эразмус+ «Modernization of Doctoral Education in Science and Improvement of Teaching Metodologies»/ «Модернизация подготовки аспирантов в области естественных наук и совершенствование методик обучения» (MODEST), в котором Полоцкий университет принимает активное участие. Цели проекта направлены не только на совершенствование подготовки аспирантов, молодых ученых, но и на овладение ими знаний и умений, которые востребованы на современном рынке труда. Данный цикл семинаров является пилотным в области «гибких» курсов, необходимых в быстро развивающемся мире науки и техники не только для аспирантов и магистрантов, но и их руководителям.
С 22 ноября 2018 года в ПГУ начались занятия по курсу «Новые идеи для принятия решений» для молодых ученых, аспирантов, магистрантов, студентов и всех желающих заниматься научными исследованиями.
Лекции будут интересны профессионалам и любителям в науке, чья работа – это решение проблем, а также всем, кто осознает наличие проблем и готов через их решение сделать свою жизнь и деятельность более профессиональной и эффективной.
Цель курса – приобретение навыков, позволяющих зафиксировать и структурировать проблемную ситуацию и получить итоговое решение, используя один из приемов решения изобретательских задач.
Онлайн занятия проводит – Петр Николаевич Шимукович, генеральный директор Миорского металлопрокатного завода, доктор технических наук, изобретатель, автор книг и статей в различных технических сферах, в том числе по ТРИЗ – теории решения изобретательских задач.
Вопросы, которые рассматриваются на занятиях:
- Определение цели.
- Потребность и мотив.
- Формулировка задачи.
- Механизм принятия решений.
- Альтернатива. Методы выработки альтернатив.
- Понятие системы, их классификация. Типы взаимодействий в системах.
- Проблема. Уровни проблем. Способы снятия проблем.
- Инновации. Создание инноваций.
- Различные методы решения изобретательских задач (метод проб и ошибок, дивергентное мышление, морфологический метод Ф. Цвикки, 6 мыслительных шляп Эдварда де Боно, латеральное мышление Эдварда де Боно, ТРИЗ Альтшуллера Г.С.).
- PN-метод.
- Решение проблем по Р.Л. Акоффу и PN-метод.
- Снятие психологической инерции.
- Как грамотно сформулировать противоречие. Разрешение противоречия в пространстве и во времени.
- Совместное решение задач по изобретательству.
Преимуществом данного курса является не только теоретическое изложение материала, но и развитие системного мышления на примерах решения реально существующих изобретательских задач с использованием приемов, описанных в лекции.
Лекционный материал излагается в доступной форме с использованием большого количества примеров, проиллюстрированных на слайдах. Живой интерес у слушателей вызывает возможность поэтапно пройти шаги для получения наилучшего решения поставленной задачи, получить грамотную консультацию специалиста и практика в области изобретательства и выработать для себя алгоритм принятия решений в подобных ситуациях.
Расписание занятий*
Дата | Тема, количество часов |
20.11.2018 | Лекция № 1– 2 ч. Введение. Определение системы. Классификация систем. Методы решения изобретательских задач. Линия «моно-би-поли». Примеры решения задач с использованием этих линий. |
27.11.2018 | Лекция № 2– 2 ч. Инновации. Направления работы для создания инноваций. Системные аспекты. Линия динамизации. Линия дробления. Примеры решения задач с использованием этих линий. |
04.12.2018 | Лекция № 3 – 2 ч. Информационный подход для решения задач. Классификация информационных взаимодействий, виды информации. Снятие психологической инерции. |
11.12.2018 | Лекция № 4 – 2 ч. ТРИЗ. Линии развития (геометрическая эволюция объектов; эволюция структуры объектов; эволюция микрорельефа поверхности объектов; повышение управляемости компонентов системы; повышение согласования действий компонентов системы). |
18.12.2018 | Лекция № 5– 2 ч. ТРИЗ. Разрешение противоречия в пространстве и во времени. |
08.01.2019 | Лекция № 6– 2 ч. PN-метод решения задач и его отличие от классического ТРИЗ. |
15.01.2019 | Лекция № 7– 2 ч. Приобретение практических навыков выполнения действия в составе следующих аспектов (целевого, элементного, структурного, функционального, ресурсного, интеграционного и т.д.). |
22.01.2019 | Лекция № 8– 2 ч. Решение проблем по Р.Л. Акоффу и PN-метод. |
29.01.2019 | Лекция № 9– 2 ч. Решение практических задач с использование ранее изученных приемов. |
Итого – 18 ч. |
* Внимание! В расписании возможны изменения!
Аспирантура
Кафедра автомобильного транспорта