Проект SEAH
«Совместное использование европейского архитектурного наследия: инновационные инструменты преподавания языков для академической и профессиональной мобильности по направлению «архитектура и строительство»
Основная цель проекта:
- научно-исследовательская деятельность для инноваций в области образования.
Проект направлен на создание профессиональных языковых модулей для французского, немецкого, итальянского, русского и испанского как иностранного в области архитектуры и строительства (AC) с целью усовершенствования студенческой академической мобильности мобильности.
В первый год проекта (интеллектуальный/исследовательский результат IO1) в проекте SEAH будут созданы языковые корпуса, включающие тексты, отражающие профессиональное и академическое общение в области AC. Во второй год проекта (интеллектуальный/исследовательский результат IO3) каждый университет-партнер разработает модули онлайн-обучения языку в области AC.
На протяжении всего проекта ИТ-партнер Web Solutions отвечает за интеллектуальный / исследовательский результат IO2 и будет разрабатывать, тестировать и обновлять платформу многоязычных открытых образовательных ресурсов (OER), которая будет использоваться для распределения ресурсов, созданных в рамках проекта.
Проект полагается на использование множества методов на каждом этапе, включая: полуавтоматическое создание и аннотацию языковых корпусов; автоматическое извлечение лингвистических (лексических, морфологических, синтаксических и прагматических) признаков для создания и использования учебных материалов; внедрение и тестирование OER-платформы; методы сбора и анализа данных на основе опросов.
Проект финансируется Итальянским институтом инноваций и исследований в области образования INDIRE из фондов программы Эразмус+ (КА203).
Cайт проекта: https://www.seahproject.eu/
Проект SEAH реализуется в рамках инструмента европейского стратегического партнерства программы Эразмус+
This publication has been produced with the support of the Erasmus+ Programme of the European Union. The contents of this publication are the sole responsibility of Polotsk State University and the other partners in the project's consortium and can in no way be taken to reflect the views of the European Commission
Организации-партнеры в проекте
- Университет Д’Аннунцио Кьети-Пескара, Италия – организация, координирующая деятельность членов консорциума
- Университет Бордо Монтень, Франция
- Мазарик Университет, Чешская Республика
- Политехнический Университет г. Мадрид, Испания
- Компания Web Solutions, г. Малага, Испания
- Полоцкий государственный университет, Республика Беларусь. Университет выступает в проекте в роли исследовательской организации на условиях двухстороннего договора с координирующей организацией в проекте – Университетом Д’Аннунцио Кьети-Пескара, Италия.
Рабочая группа в Полоцком университете
Встреча Kick-Off
23 октября 2020 года состоялось стартовое онлайн-собрание проекта SEAH. Стартовое мероприятие первоначально планировалось провести в Университете Д'Аннунцио Кьети-Пескара (Италия) – в вузе-координаторе проекта. К сожалению, ввиду распространения коронавируса и связанных с этим ограничения в передвижении и общении, встреча прошла в режиме онлайн совещания.
В ходе мероприятия представители организаций-партнеров смогли познакомиться друг с другом и еще раз уточнить свои функции и обязанности в проекте. Были также обсуждены планы на ближайшее время и долгосрочную перспективу.
Партнеры высказались по вопросам научно-исследовательских инициатив в рамках проекта и предусмотрели разнообразные инструменты и методы диссеминации проекта, как у себя в организациях, так и за их пределами. Отмечалось, что результаты совместных изысканий могут быть использованы не только для усовершенствования процессов академической мобильности студентов специальностей «архитектура» и «строительство», но также в обучении иностранным языкам всех студентов указанных специальностей и в проведении диссертационных исследований по тематике проекта.
2-е совещание по проекту 13 января 2021 г.
13 января 2021 года состоялась вторая онлайн-встреча проекта SEAH. На встрече присутствовали партнеры, участвующие в проекте. Во время встречи представители всех членов консорциума проекта обсудили методы и инструменты создания больших языковых баз данных для разработки и внедрения в учебный процесс языковых онлайн-курсов (на итальянском, русском, испанском, французском и немецком языках) для студентов-архитекторов программы академической мобильности Эразмус. Партнеры пришли к выводу, что благодаря отлаженной научно-исследовательской и методической работе всего консорциума, каждый из них сможет разрабатывать учебные материалы, позволяющие новым поколениям студентов отправляться в еще более захватывающие путешествия в рамках программы академической мобильности программы Эразмус, не опасаясь языковых барьеров!
3-е совещание по проекту 15 февраля 2021 г. (1-ая мониторинговая встреча).
15 февраля 2021 года прошло первое из регулярных мониторинговых совещаний консорциума проекта SEAH. Пандемия COVID-19 определила формат работы в режиме онлайн. Повестка дня была составлена на основе анкеты, которую участники проекта из разных стран заполнили перед онлайн-конференцией. Координатором встречи выступила команда из Университета Д'Аннунцио (города Кьети и Пескара, Италия). Сначала члены консорциума обсудили организационные моменты и вопросы коммуникации между участниками проекта. Большое внимание привлек, например, вопрос о выработке четкой стратегии диссеминации, так как эффективное представление результатов работы поможет объединить усилия партнеров и повысить узнаваемость проекта не только в своих странах, но и за их пределами. Компания Web Solutions, ИКТ-партнер из Испании, представила версию платформы Открытых Образовательных Ресурсов, которая уже сейчас доступна на сайте проекта. Следует отметить, что несмотря на то, что в мире существует множество образовательных и информационных платформ, платформа, создаваемая в рамках проекта SEAH, является инновационной: она представляет собой первый открытый образовательный ресурс, который разрабатывается как мультиязычный обучающий инструмент одновременно в сфере пяти языков по направлениям «архитектура» и «строительство», и который адаптирован к потребностям целевой группы (структура платформы, контент, доступность и удобство использования). Во время второй части встречи каждый университет кратко представил результаты проделанной работы: какие жанры текстов, устных и письменных, были выбраны, и в каком количестве тексты будут размещаться на платформе. Участники предприняли значительные шаги в вопросе разработки языковых корпусов (Big Data), которые будут загружены на платформу и покажут, как ученые и специалисты в области архитектуры и строительства используют язык. Проект направлен на создание образовательно-профессиональных языковых модулей в области архитектуры и строительства. Он охватывает пять языков, изучаемых как иностранные: французский, немецкий, итальянский, русский и испанский. Создание языковых корпусов имеет целью развитие студенческой мобильности и улучшение результатов образовательных программ в этих областях.
Координационное совещание 1 июля 2021 г.
В связи с продолжением действия ограничений, связанных с эпидемией коронавируса КОВИД-19, запланированное координационное совещание по проекту было проведено на платформе Microsoft Teams 1 июля 2021 года.
В ходе совещания затрагивались такие важные этапы научно-исследовательских работ, как IO1, разработка платформы OER (IO2) и IO3. Все файлы и документы, представленные на встрече, можно найти на Google Диске проекта SEAH.
Полная запись встречи
Полная запись встречи
За 7 дней до встречи команда координирующего университета-партнера в Италии получила ответы на вторую анкету самооценки. В целом мнения о ключевых мероприятиях IO1, коммуникации, управлении и координации проекта, были положительные.
Результаты анкетирования
Результаты анкетирования
По результатам работы решено сделать отчет, срок предоставления которого в организацию-донор приближается в соответствии с планом проекта. Глауко Конте из команды UdA сообщил о приближающихся сроках и отчете первого периода (IO1).
Слайды
Слайды
Роберта Альбертацци, коллега из компании IWS в Испании, произвела краткий состояния дел и перспектив работы по научно-исследовательскому этапу IO2 проекта. В частности, Роберта рассказала о том, что публичный веб-сайт проекта теперь доступен с разными разделами. В хранилище находится более тысячи проиндексированных страниц в результате работы по первому этапу. Что касается статистики, то с момента открытия сайта, на нем побывало более более 12000 посетителей.
Роберта также сообщила о стратегиях диссеминации работы в проекте и совместных разработок на сайте и в социальных сетях. Она также предложила план проведения пресс-релизов на институциональных каналах партнеров, на канале Youtube и на странице Facebook. Роберта также поясняет то, каким образом будет строиться работа по выполнению этапов 2 и 3 (IO2 и IO3) с учётом активного использования е-ресурсов проекта.
С отчетом по результатам научно-исследовательской деятельности команды проекта выступила Сара Пиччони, профессор из Университета Д’Аннунцио Кьети-Пескара, Италия. Она подчеркнула важность совместной работы и коммуницирования партнеров для достижения общих целей. В частности, Сара отметила результативность работы с технической платформой и сборниками текстов по этапу IO1. Она назначила срок исполнения (7 сентября 2021 года) предоставления собранных текстов и дала советы по методам транскрипции.
Анна Купск из Университета Бордо Монтень, Франция, любезно поделилась со всеми партнерами ресурсом, необходимым для транскрипции текста:
В заключение Мариапия Д'Анджело из итальянского вуза-координатора, отвечающая за содержательное наполнение проекта, представила некоторые предложения по содержанию обучения и по структуре модулей изучения языка по этапу IO3 проекта. Она продемонстрировала использование веб-ресурса OLS (Online Linguistic Support), который содержит грамматические упражнения и профессиональный словарный запас, и ресурса Incorporating Corpora Project. Было также предложено, чтобы тексты, составляющие корпуса, хотя бы частично, охватывали темы, запрограммированные для использования в учебных материалах IO3. Наконец, Мариапия дает советы по поводу модулей словарного запаса в учебных материалах.
Республиканский научно-практический семинар
21-23 апреля 2022 г.
21-23 апреля 2022 года было проведено мероприятие по проекту SEAH -- Республиканский научно-практический семинар «SEAH: инновационные инструменты преподавания языков для академической и профессиональной мобильности по направлению «Архитектура и строительство».
Ранее представление результатов проекта планировалось в рамках конференции на инженерно-строительном факультете в сентябре 2022 года. Но в связи с тем, что коллеги-архитекторы не могут дать точный ответ, состоится ли конференция, было принято решение провести мероприятие в апреле. Целесообразным такое решение видится, т.к. лингвистические корпуса на разных языка уже сформированы и функционируют, учебные модули на сайт проекта загружены, и на примере даже одного модуля можно рассмотреть методические инструменты и принципы работы, построение учебных занятий, опираясь на лингвистический корпус. Кроме того, сентябрь – это начало учебного года, сложное время для преподавателей и студентов, поэтом в сентябре было бы сложно собрать большое количество участников.
Семинар был организован для того, чтобы поделиться результатами проделанной работы, сделать их доступными для использования лингвистами из других университетов и учебных заведений. Мероприятие объеденило учёных из разных вузов – Витебский государственный университет им. П.М.Машерова, Белорусский государственный университет, Минский государственный лингвистический университет, Гродненский государственный университет им. Янки Купалы, Гомельский государственный университет им. Франциска Скорины, Барановичский государственный университет, МИТСО, а также Высшая школа экономики (Москва), Барановический государственный университет. Участниками семинара стали и студенты, обучающиеся по специальности «Русский язык как иностранный» и «Архитектура».
21-го апреля работа проходила в рамках круглого стола «Возможности корпусной лингвистики в преподавании языка: методические инструменты». Светлана Михайловна Лясович и Наталья Васильевна Нестер рассказали о процессе создания корпуса русского языка профессиональной направленности «Архитектура и строительство». А в продолжение коллеги из других вузов поделились каждый своим опытом исследований в области корпусной лингвистики и методических инструментов работы с корпусами текстов.
Коллеги констатировали, что созданный в проекте SEAH лингвистический корпус на сегодняшний день не имеет аналогов в Беларуси и является хорошим началом для развития направления корпусной лингвистики профессиональной направленности.
Второй день семинара 22-го апреля был насыщен интерактивом. Все участники разделились на команды, каждая из которых, используя архитектурную терминологию, созданный корпус SEAH, создавала новый несуществующий объект архитектурного наследия.
Ближе познакомиться с архитектурой Полоцка и актуализировать методические инструменты, которые обсуждали в предыдущий день, команды смогли во время архитектурного квеста по Полоцку.